Реклама от www.by: Создайте себе сайт-визитку бесплатно!
Белорусский конструктор сайтов
www.by/create/site/


 
 

Рождённый летать

05. 09. 2021

Рождённый летать Выслуга в Вооруженных Силах у нашего земляка Павла Михайловича Годуна – 27 календарных лет, а с учетом налета она составила 47 лет. Не взирая на свои 89 он все так же бодр, галантен и учтив. Что ни говорите, но офицерская выправка не стирается годами.

Фактически с 1978 года майор Годун на гражданке, только ни на минуту не забывает свои летные будни и с удовольствием делится воспоминаниями с читателями газеты. На детство Павла выпало самое тяжкое время – Великая Отечественная война. Рожденный в 1932 году, он не только хорошо помнит все, что происходило во время оккупации на родной земле, но и в свои 11 лет был связным в партизанском отряде имени Котовского, куда ушла вся их семья и находилась там до освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

После войны наверстывать в школе пришлось многое, но Паша был способным. Особенно нравилась мальчишке математика, и это очень пригодилось в будущем. Когда меня в 1950 году вызвали в военкомат для предварительной беседы, как призывника, – вспоминает Павел Михайлович, – то спросили, не хочу ли я быть летчиком? Конечно я согласился! Поступил легко, и в том же году стал курсантом Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков-бомбардировщиков дальней авиации. Через два года лейтенант Павел Годун получил первое назначение – летчиком ЛИ-2, ИЛ-12, ЯК-18 Киргизской авиационной группы г.Фрунзе.

– Многие из моего выпуска пошли служить в крупные города России, а мне вдруг – Киргизия. Но когда туда прибыл, то увидел неописуемую красоту, величественные горы, – с восхищением рассказывает ветеран авиации. Там я стал заниматься альпинизмом. Поднимались в горы на 4500 метров. И знаете, то состояние души нельзя сравнить ни с чем! Как подтверждение к рассказу – фото из альбома и подпись: "Альпинизм. Восхождение. Горы Тянь-Шань. 1956 год". Рассматривая снежные шапки на черно-белых кадрах, замечаю, с какой любовью смотрит на них мой собеседник. На каждой странице альбома есть подписи: подчерк красивый, размашистый, словно крылья у самолета, стоящего на книжном шкафу у стола в комнате хозяина. А вот и 1957 год отражен в лицах – майские учения "Океан".

Дальше – самолет ТУ-16 и весь его экипаж на учениях "Одер", 1964 год и т.д. ТУ-16 был больше ЯК-18, – заметив мою заинтересованность, поясняет опытный летчик, – но я эту реактивную машину знал в совершенстве и потом уже обучал молодежь. У нас ведь как: маленькая оплошность, допустим – при заходе на посадку, и многотонная машина уйдет под землю как минимум на метров семь! И такие случаи были, поэтому учиться следовало на чужих ошибках. Интересуюсь, как жилось молодому лейтенанту в чужой стране, на что получаю удивленный ответ: Мы были единым народом, советским, поэтому чужим никто себя не считал! "Земля нас награждала орденами, а небо награждало сединой" – эти строки записаны красным фломастером в фотоальбоме героя повествования.

Как он сам рассказывает, при всей красоте данной профессии, была она чрезвычайно сложной, а также сопряженной с опасностью: В тот раз мы были в Норвегии. Отрабатывали учебную задачу, согласно которой должны были условно уничтожить по координатам надводную цель. Когда шли по заданному курсу, нас настигли норвежские истребители. Поравнялись, поприветствовали мы друг друга, они немного нас еще сопроводили, а потом также неожиданно отвалили. Мы задачу выполнили на "отлично" и ушли на базу. Не скрывает Павел Годун, что иногда по молодости "шалил" над облаками: На ЯК-18 я показывал высший пилотаж! Входил в штопор так, что у наблюдающих с земли дух захватывало! Помню, шли как-то звеном (три самолета), я – посередине. Прямо по курсу – инверсионный след (это конденсационный след, оставленный пролетающим реактивным самолетом, образуется, когда горячий влажный воздух из реактивного выхлопа смешивается с окружающим воздухом низкого давления и низкой температуры – авт.). И вздумалось мне пройтись по нему. Но легкий ЯК-18 так закрутило, когда попал в этот след, что сразу отказался от затеи, и другим потом не советовал! Судьба летчика захватывает сменой мест службы, географий мест, отраженных на фото: отдых в Крыму, полеты над Арктикой, любимый лес в Болбасово (под Оршей), первые новенькие "Жигули", Барановичи… Но если представить, каково было семьям военных, находящимся в постоянных "путешествиях", искренне восхищаешься выносливостью офицерских жен.

С Оленькой мы познакомились на танцах, – вспоминает Павел Михайлович. – Мне уже было 25, и отец постоянно спрашивал, когда же наконец приведу невестку. Будущую жену, подарившую мне двоих сыновей, заметил сразу: красивая, веселая и очень позитивная. И отец выбор одобрил с первого взгляда, – смеется мой собеседник, вспоминая давние события из своей жизни. Сегодня Павел Михайлович Годун проживает в нашем городе с внуком Олегом. Весь его рабочий стол в газетах и журналах, а застали мы ветерана Вооруженных Сил за партией в шахматы. Сложная комбинация выпала, – сетует бравый офицер, – но я ее обязательно решу! Пожелав добродушному и интересному собеседнику здоровья и бодрости духа, мы с председателем районной организации "Белорусский союз офицеров" Игорем Львовичем Шафраном покидаем уютную квартиру. На сердце удивительно легко, и вспоминается признание бывалого летчика: "Все эти годы мой ангел-хранитель был со мной рядом".

Уважаемый Павел Михайлович! Сегодня, 28 августа, Вы празднуете свой 89-ый день рождения, и мы искренне поздравляем Вас с этой замечательной датой! Пусть Господь хранит Вас и Ваших родных, пусть ангел-хранитель и дальше оберегает от всех невзгод, и пусть добрым будет каждый день под мирным небом – небом, которое Вам подарила сама судьба! Факты из летной биографии: 1959 год – командир в 203 гвардейском тяжелом бомбардировочном авиационном полку 45 штаба дивизии 50 воздушной армии дальней авиации под Барановичами; 1961 год – командир корабля в 402 тяжелом бомбардировочном авиационном полку под Оршей; 1963 год – П.Годуну присвоен 1 класс военного летчика; 1964 год – командир отряда; 1966 год – заместитель командира эскадрильи; с 1975 по 1978 годы – оперативный дежурный командного пункта. В 1970 году награжден медалью "За воинскую доблесть"; 1975 год – орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР III степени"; шесть медалей СССР; медали "За безупречную военную службу".

Валентина СЕНКЕВИЧ.

Фото автора.

Председатель Совета Клецкой РО ОО «БСО» подполковник в отставке И.Л.Шафран

 
Пожаловаться на сайт